Педагогам

Методические рекомендации

по организации и проверке домашнего задания

 

В методических рекомендациях представлен примерный объем домашних заданий для учащихся 2-4-х классов,гигиенические требования, предъявляемые к его выполнению,  методы и приемы работы педагога по организации и проверке домашней работы.

 

  1. В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.

Во 2-4-х классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.

  1. Перезагрузку учащихся могут вызвать:
  • чрезмерно большое домашнее задание;
  • чрезмерно трудное домашнее задание;
  • несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
  • неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
  1. Суммарное время выполнения учащимися домашнего задания не должно превышать во 2 классе – 1,2 часа, в 3 и 4 классах —1,5 часа.

Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в  3 и 4 классах – 30 минут.

  1. Объем домашней работы не должен превышать 30% объема работы, выполненной в классе.

Задания, помеченные звездочкой, на дом не задаются.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам (таблица 1).

Таблица 1

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

 

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс 3 класс 4 класс
1. Математика Задача или 2 столбика примеров Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16 Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
2. Русский язык 15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания 25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания 35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания
3. Литературное чтение Не более 1-1,5 страниц Не более 2-2,5 страниц Не более 3-3,5 страниц
4. Окружающий мир Не более 1-1,5 страниц Не более 2-2,5 страниц Не более 2,5-3 страниц

 

  1. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.
  • Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
  • Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
  • По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
  • Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.
  • Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.
  • Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.
  1. Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
  • Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
  • Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем.
  • Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
  • В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).
  • Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.
  1. При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.
  • Для учащихся 2-х классов после 20 минут занятий необходим перерыв на 5-10 минут. Во время перерыва хорошо сделать несколько гимнастических упражнений, полезна специальная гимнастика для глаз.
  • В третьем классе продолжительность занятий (без перерыва) может быть увеличена до 30-35 минут, а в четвертом – до 40-45 минут. Но на протяжении этого времени должна быть физкультпауза на 2-3 минуты. Во время большого (10-минутного) перерыва учащиеся 3-4-х классов могут выполнить небольшую домашнюю работу (например, полить цветы, протереть пыль).
  1. Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.

Перечень заданий учащимся для проверки домашней работы:

  • выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);
  • сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;
  • дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;
  • нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;
  • выделить вопросы; проблемы; противоречия; разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);
  • продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);
  • выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;
  • взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;
  • повторное выполнение заданий без изменения условий;
  • повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);
  • вычленить систему наиболее существенных вопросов к теме, изучаемой дома;
  • продумать и обосновать варианты опроса по изученной теме;
  • назвать предполагаемый очередной вопрос педагога.